Как открутить болт с сорванными гранями: полезные советы экспертов
Во время обслуживания / ремонта автомобиля автолюбителю может встретиться неприятность — срыв граней у болта, после чего его открутить становится проблематично. Особенно сложно, если соединение находится в труднодоступном месте.
У опытных автослесарей есть несколько полезных советов, как справиться с болтом с сорванными гранями. Но для самостоятельного решения проблемы понадобятся определенные инструменты.
Болты с сорванными гранями: возможно ли решить эту проблему
Сорванные грани болтов — результат неправильного зажима крепежа, нарушения правил крепления. Если болт невозможно восстановить, его резьбу необходимо высверлить. Иногда поврежденную резьбу можно очистить с помощью нарезки резьбы или метчика. В случае серьезных повреждений придется выкрутить сорванный болт и заменить его.
При ремонте или замене резьбы важно обращать внимание на детали. Необходимо правильно подобрать сверло по размеру отверстия. При сверлении следует удерживать сверло параллельно отверстию. После успешного выкручивания болта с сорванными гранями следует удалить весь мусор из отверстия.
Как освободить болт с сорванной головкой?
Предыдущий непрофессионал приложил слишком большие усилия при затяжке и сорвал головку? Или головка отпала при первой попытке открутить старый, проржавевший или «перетрудившийся» болт?
Вне зависимости от ситуации, необходимо извлечь выступающую деталь из тела. Наиболее безболезненным способом является использование специального инструмента — экстрактора. Экстрактор представляет собой короткий стержень с конической левой резьбой на конце и шестигранной напайкой в середине. В обломанном стержне, где застрял болт, сверлится неглубокое отверстие, затем экстрактор вставляется в отверстие, за его шестигранник цепляется ключ и происходит вращение влево. Конической резьбой экстрактор «вгрызается» в тело болта и вытягивает его влево, то есть откручивает. С помощью экстрактора можно не только извлечь болт с поломанной головкой, но и с заедающей резьбой.
Методы откручивания заржавевших и заедающих болтов с поврежденными гранями
Основное правило при возникновении проблем с крепежом — не причинять дополнительные повреждения до тех пор, пока не понятно, что открутить болт без специальных мер не удастся.
Не следует применять излишнюю силу в надежде, что резьба «пойдет» на грани поломки. Это очень маловероятно.
Жидкость WD-40
Для «размачивания» упрямых соединений существует множество средств вроде «жидкого ключа».
WD-40 — самый популярный из них, есть более хорошие и худшие составы, но здесь работают популярность и универсальность. Этот аэрозольный смазочный состав обладает множеством свойств, восстановление резьбовых соединений — только одно из них.
Обладая высокой проникающей способностью, а также отличными смазывающими и реактивными свойствами по отношению к окислям металлов, жидкость проникает в зону крепежа, снижает давление там и уменьшает коэффициент трения.
Потребуется достаточно много времени и повторное пропитывание, после чего болт легче выкручивается, но это не полностью решает проблему изношенных граней.
Расширительный ключ
Существуют ключи с возможностью регулировки захвата, а также ключи с функцией автоматического затягивания на гранях гаек. Дополнительное усилие создается при сжатии двух рукояток газового ключа.
Такой плотный зажим позволяет приложить большой крутящий момент даже на болтах с сильно поврежденными гранями.
А болты с внутренним профилем можно попытаться открутить, удерживая за наружную круглую поверхность, благодаря наличию рифления на губках ключа.
Метод удара
Нанесение ударов вызывает появление пиковых нагрузок, которые в большей степени воздействуют на резьбовой контакт, а не на металл головки.
Существуют два способа применения – предварительные удары в осевом направлении, которые закрепляют резьбу и устраняют продукты коррозии, а также удары для откручивания с использованием специального инструмента.
В данном случае используется принцип работы инерционных маховиков, которые накапливают энергию при вращении и затем мгновенно передают ее на остатки резьбы. Для этого потребуются специальные ударные головки или биты, которые обладают особой прочностью.
Проблема с заржавевшей гайкой
Еще одной распространенной проблемой, с которой сталкиваются автолюбители и не только, является заржавевшая гайка или резьба. В таком случае не стоит прилагать чрезмерные усилия для откручивания крепежа. Вместо этого вы можете повредить грани и только усугубить ситуацию. Если после нескольких попыток не удается открутить гайку, попробуйте следующие методы:
- Используйте гаечный ключ для стуки по болту. Возможно, ржавчина расколется и вы сможете открутить гайку.
- Используя керосин, можно полностью погрузить соединение и оставить его на время. Это позволит растворить ржавчину, после чего заржавевшую гайку будет проще открутить. Однако, важно помнить, что во время этой операции нельзя курить, включать сварку или находиться возле открытого огня. Хотя это не самый элегантный метод, он является эффективным.
- Для того чтобы открутить гайку, можно нагреть ее. Расширение металла позволит легче открутить гайку. Главное, чтобы гайка нагревалась, а стержень болта оставался холодным, поэтому нагрев должен быть быстрым. Для этого можно использовать строительный фен или открытый огонь (с осторожностью). Если винт небольшой, можно взять мощный паяльник, разогреть его до максимальной температуры, а затем быстро прогреть место соединения.
- Данный метод может полностью устранить проблему с гайкой, поэтому его следует использовать только в отчаянных ситуациях. Для этого делаются бороздки на гранях с помощью инструментов, таких как пила по металлу, болгарка или напильник. Затем плоскую отвертку упирают в созданную бороздку и придают ей направление в сторону откручивания. После этого молотком постукивают по ручке. Если гайка имеет хотя бы небольшую подвижность, есть шанс ее открутить. Также можно использовать специальные съемники для сорванных гаек.
- Для решения данной проблемы можно воспользоваться специальным съемником (как показано на фото выше). С помощью болта или штыря съемник упирается в одну из граней гайки, после чего можно попытаться сдвинуть ее с места. Благодаря возможности насадить рычаг, съемник может сработать даже в самых сложных ситуациях.
Еще одним способом борьбы с ржавчиной является использование смазки. Попробуйте залить место соединения текучей универсальной смазкой (например, WD40, которая продается в баллончиках). Подождите несколько часов и затем попробуйте повернуть гайку ключом. Если этот метод не сработал, можно попробовать другие способы поочередно.
Применение специализированных средств
Упомянутые выше методы эффективны в быту или на производстве, когда речь идет о небольшом количестве болтов. Однако, если вы сталкиваетесь с массовым извлечением застрявших болтов, рекомендуется приобрести специальные инструменты.
Данный инструмент предназначен для извлечения шпилек, но также может быть использован для удаления болтов, у которых головка заранее удалена. Однако, данный метод не подходит для болтов, которые находятся на одном уровне с поверхностью детали. В таком случае, шпильковерт не сможет захватить изделие.
Такие инструменты можно приобрести во многих магазинах инструментов, в одном отделе с бурами. Принцип работы экстрактора аналогичен принципу работы штопора — он вставляется в отверстие, высверленное в шпильке болта, и затем вместе с ней выкручивается.
Этот инструмент, который работает на электрической или пневматической силе, нашел свое применение в машиностроении и строительстве. Он очень похож на дрель, однако отличается более низкой скоростью вращения шпинделя и большей мощностью. Для работы гайковерт использует специальные насадки, которые подходят под гайки различных размеров. Очевидно, что перед применением этого инструмента необходимо убедиться в исправности головки болта, так как при ее повреждении гайковерт будет неэффективен, а в случае ее отсутствия — совершенно бесполезен.
Если вы не смогли выкрутить оставшуюся часть после срезания головки, не беспокойтесь! Существует способ исправить эту ситуацию и вернуть возможность использовать гаечный ключ. Вам просто нужно подобрать гайку подходящего размера и приварить ее к оставшейся детали. Гайку следует приваривать с внутренней стороны, где находится резьба. Для этой работы лучше всего использовать инвертор, так как при дуговой сварке образуется много шлака, который может помешать точной работе.
Мы уверены, что среди указанных выше методов найдется именно тот, который поможет вам решить проблему с минимальными затратами сил, средств и времени.